НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ МАКТААРАЛЬСКИЙ РАЙОН ОТДАЛЕННЫМ ОТ ОСНОВНОЙ ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА, ВБЛИЗИ ГРАНИЦ УЗБЕКИСТАНА И ТАДЖИКИСТАНА С АФГАНИСТАНОМ

В нашем Правительстве забыли о существовании Мактааральского и Шардаринского районов Южного Казахстана?!

На днях в социальных сетях и средствах массовой информации была опубликована копия протокола совещания межведомственной рабочей группы, проходившего 27 марта 2018 года в городе Шымкент под председательством заместителя Генерального прокурора Республики Казахстан А.И. Лукина с повесткой дня: «Обеспечение безопасности и правопорядка в период переноса областного центра в город Туркестан и придания городу Шымкент республиканского статуса».

Как написано в протоколе, совещание межведомственной рабочей группы решило:

«1. Прокурору Южно-Казахстанской области:

- до 29 марта т. г. создать рабочую группу при прокуратуре Южно-Казахстанской области.

В состав рабочей группы включить заместителя акима области, заместителей руководителей правоохранительных и специальных государственных органов.

Координацию закрепить за прокурором Южно-Казахстанской области;

- до 6 апреля т. г. с учетом предложений заинтересованных государственных органов разработать план действий рабочей группы и план мероприятий по очагам социальной напряженности;

- ежедекадно докладывать председателю межведомственной рабочей группы – заместителю Генерального прокурора Республики Казахстан А.И. Лукину о ходе проводимой работы и результатах исполнения запланированных мероприятий;

- к 9 апреля т. г. подготовить проект отчетной информации о результатах работы группы, к 21 апреля т. г. – проект итоговой информации.

Прокурору Южно-Казахстанской области взять на контроль эту работу в целом, обеспечить должную координацию всех заинтересованных структур.

2. Министерству внутренних дел и Комитету национальной безопасности до 7 апреля т. г.:

- разработать алгоритм действий по передислокации, в обязательном порядке предусматривающий вопросы обустройства и коммуникаций с указанием конкретных временных интервалов для их исполнения;

- провести расчет потребности штатных единиц в городах Туркестан и Шымкент, необходимых для надлежащего обеспечения уровня безопасности, проработать вопрос фактического укомплектования.

3. Министерствам обороны, внутренних дел и Комитету национальной безопасности до 7 апреля т. г. с учетом прогнозированных рисков и потребностей в части обеспечения безопасности, изучить вопрос целесообразности передислокации воинских формирований.

4. Министерству внутренних дел и прокуратуре Южно-Казахстанской области до 7 апреля т. г. проанализировать причины низкой раскрываемости преступлений, по итогам чего принять действенные меры по исправлению ситуации.

5. Акимату Южно-Казахстанской области до 7 апреля т. г. разработать подробный план по обеспечению жильем работников переезжающих государственных органов, в т. ч. по строительству административного центра, необходимых коммуникаций и объектов жизнеобеспечения.

6. Контроль за исполнением настоящего протокола возложить на 3-службу (по курируемым направлениям) Генеральной прокуратуры.

О результатах исполнения настоящего протокола информировать Генеральную прокуратуру в установленные сроки».

По содержанию протокола совещания вышеуказанной межведомственной рабочей группы можно сделать вывод о том, что руководством нашей страны принято решение о переносе областного центра в город Туркестан и придания городу Шымкент республиканского статуса.

Важность такого решения Президента Республики Казахстан не вызывает сомнения и я, как гражданин-патриот своего государства, безусловно поддерживаю данное решение нашего Елбасы!

Как известно, постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 февраля 2018 года №74 утверждена Межрегиональная схема территориального развития Шымкентской агломерации, которой определены основные и второстепенные планировочные оси, где основным планировочным центром является город Шымкент – ядро Шымкентской агломерации.

Как отмечается в постановлении Правительства, центрами притяжения, кроме ядра агломерации, определены города Арысь, Сарыагаш и село им. Т. Рыскулова. Они являются административными центрами соответствующих районов. Площадь населенных пунктов в зоне перспективного экономического влияния и потенциального развития Шымкентской агломерации составляет:

1) город Шымкент – 38244 га;

2) город Сарыагаш – 2904 га;

3) город Ленгер – 2047 га;

4) город Арысь – 3327;

5) городская администрация города Арысь – 8507 га;

6) район Байдибека – 30853,3 га;

7) Казыгуртский район – 39701 га;

8) Ордабасынский район – 19854 га;

9) Сайрамский район – 59067 га;

10) Сарыагашский район – 15192 га;

11) Толебийский район – 45912 га;

12) Тюлькубасский район – 20550 га.

Общая площадь земель населенных пунктов Шымкентской агломерации составляет 286158,3 га. На расчетный срок проектирования общая площадь городских и сельских населенных пунктов с учетом города Шымкента составит 291080,15 га.

Как видно из этого официального документа, в списке населенных пунктов зоны перспективного экономического влияния и потенциального развития Шымкентской агломерации отсутствуют города и поселки Мактааральского и Шардаринского районов!

Всем нам известно, что после демаркации границы Казахстана, Мактааральский район оказался окруженным с трех сторон территорией Узбекистана, а с четвертой он примыкает к Шардаринскому водохранилищу.

Таким образом, Мактааральский район на сегодняшний день представляет собой полуэксклав, т. е. является регионом, отдаленным от основной территории Казахстана и расположенным вблизи границы Таджикистана с Афганистаном.

Как отметил наш Елбасы в рамках официального визита в США в начале текущего года, сейчас к Центральной Азии проявляют интерес «большие государства». И присутствие в регионе Соединенных Штатов в формате «5+1» является стратегическим направлением этих «больших государств».

На встрече с Президентом США Дональдом Трампом наш Президент Н.А. Назарбаев сказал, что «Казахстан активно поддержал борьбу Соединенных Штатов против терроризма в 2001 году и сейчас поддерживает ту большую работу, которая проводится в Афганистане. Присутствие американских войск в Афганистане – это дело не только Соединенных Штатов, но и всего мира. Противостоять новому очагу терроризма – это и задача всех нас, соседей Афганистана».

На фоне последних событии в Сирии, и в таких странах, как Ирак, Иран и Афганистан, а также с учетом того, как мы уже отметили выше, Мактааральский район является полуэксклавом Казахстана, расположенным вблизи границы Таджикистана с Афганистаном, мы не должны оставлять отдаленным от основной территории Казахстана и крупных экономических и культурных центров нашей страны этот важный густонаселенный регион!

Иногда нам кажется, что в нашем Правительстве просто забыли о существовании Мактааральского и Шардаринского районов!

В этой связи, хотелось бы, чтобы наше Правительство, а также правоохранительные и уполномоченные государственные органы не упускали из виду такую проблему, как огромное расстояние между новым областным центром – городом Туркестан и самым густонаселенным регионом Казахстана Мактааральским районом.

Если в настоящее время расстояние между поселком Мырзакент Мактааральского района и городом Шымкент составляет 250 километров, то после переноса областного центра в город Туркестан, это расстояние увеличится еще на 170 километров, и будет составлять всего 420 километров.

Кстати, 10 апреля 2018 года по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан и маслихатом Мактаральского района, аким Южно-Казахстанской области Жансеит Туймебаев назначил Жамантая Бейсенбаева на должность акима Мактаральского района.

На нового акима Мактааральского района поручено усилить разъяснительные работы по переселению населения из южных регионов с большим количеством рабочей силы, в регионы с недостающим количеством трудовых ресурсов и реализовывать эти работы совместно с депутатами района.

В этой связи, хотелось бы обратить внимание и на такие актуальные факторы.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2017 года №858 установлена региональная квота приема переселенцев на 2018 год в количестве 1706 семей.

В настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан опубликован проект официального документа, согласно которому предусматривается установить региональную квоту приема переселенцев на 2018 год в количестве 7 119 человек.

Несомненно, поддерживаемое государством, добровольное переселение граждан из трудоизбыточных регионов, как Мактааральский район, в «точки экономического роста» обеспечит рациональное расселение граждан в соответствии с потребностями экономики в условиях диверсификации производственной деятельности страны!

Однако, возможно ли переселить на северные области Казахстана все население Мактааральского, Шардаринского и других густонаселенных районов Южного Казахстана?!

На основании вышеизложенного, я предлагаю образовать 15-ю область Казахстана и включить в новый регион следующие районы Южно-Казахстанской области:

- Казыгуртский район, население – 107 496 человек;

- Сарыагашский район, население – 326 426 человек;

- Мактааральский район, население – 304 442 человека;

- Шардаринский район, население – 78 614 человека;

- Город Арыс, население – 74 064 человека;

Всего населения – 891 042 человека.

Предлагаю устанавливать административным центром новой области Казахстана – город Жетысай (население – 48750 человек) или город Шардара (население – 30 500 человек).

 

С уважением,

Мырзантай Қожабайұлы ЖАҚЫП,

Доцент (of Associate Professor) кафедры Телерадио и связи с общественностью Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, кандидат филологических наук PhD), директор учреждения Республиканский научно-образовательный центр «Зерттеуші», город Астана.

 

Любое использование материалов допускается при наличии активной гиперссылки на официальный сайт Республиканского научно-образовательного центра «Зерттеушi» http://zertteushi.kz

Жаңалықтар

18.06.2018
Екі күннен кейін, 20 маусымда басталатын Ұлттық бірыңғай тестілеу қарсаңында Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті Телерадио және қоғаммен байланыс кафедрасының доценті (of Associate Professor), филология ғылымдарының кандидаты (PhD), «Зерттеуші» Республикалық ғылыми-білім беру орталығы» мекемесінің директоры ЖАҚЫП Мырзантай Қожабайұлының sputniknews.kz Интернет-сайтының тілшісі, талантты журналист ТОҚТАМҰРАТ Кенжекейдің сұрақтарына берілген жауаптары
08.06.2018
Осыдан 30 жыл бұрын Эстония халқы өз елдерінің астанасы Таллинн қаласының аты қате жазылып жүр деген мәселе көтеріп, тарихи атаудың о бастағы қалпын сақтауды, сөйтіп бұрын «Таллин» деп бір «н» әрпімен жазылып келген қаланың ресми атының соңына тағы бір «н» әрпін қосып, дұрыс жазуды талап еткені есімізде.
07.06.2018
Оңтүстіктегі, оның ішінде Мырзашөл өңіріндегі барша ағайындарды тарихи Мақтаарал, Жетісай, Сарыағаш және Келес аудандарының қайта қалпына келтірілуімен, Мырзакент кентінің Мақтаарал ауданының орталығы, ал Абай ауылының Келес ауданының орталығы мәртебесін қайта иеленуімен шын жүректен құттықтаймын!